ДОГМА

Начало
Фильм
Съемки
Актеры
Создатели
Кадры
Ролики
Пресса










Догма
Пресса и критики о фильме

Два писателя
Алексей Васильев
Торжественное вручение премий Киноакадемии за 1997 год подходило к концу. Актеры - Джек Леммон, 72 года, и Уолтер Маттау, 76 лет, наблюдали из-за кулис, как Шарон Стоун объявляла со сцены Shrine Auditorium одну из последних номинаций. Напряжение росло. Впервые за вечер дамы оставили в покое бархатное платье Стоун и обратили внимание на то, что звезда говорит. Старики сохраняли хладнокровие и потешались над секретностью, с которой Стоун оберегает координаты своего портного-вьетнамца. Потом они спокойно проследовали к микрофону. Пока живчик-коротышка Леммон зачитывал имена претендентов на "Оскар" за лучший оригинальный сценарий, брюзгливый Маттау помалкивал и нависал над напарником, стараясь заглянуть в конверт с именем победителя. "Оскар" присуждается... Бену Аффлеку и Мэтту Дэмону за сценарий "Умница Уилл Хантинг"!" Двух молодых актеров, Мэтта, 28 лет, и Бена, 26 лет, мало кто знал. Написав "Умницу" и сыграв в нем главные роли, они в одночасье стали звездами. На момент церемонии фильм успел стать самым прибыльным проектом компании Miramax: он обогнал "Криминальное чтиво", собрав в прокате свыше ста миллионов долларов. Сказочный финал для двух простых парней. Если отмотать сказку на начало, мы окажемся в 1980 году, в декорациях бостонской общаги. Подруги-матери оставляли восьмилетнего Бена на попечение десятилетнего Мэтта. Мальчики ползали по коридорам, играли в соседские игрушки, и в неограниченных количествах поглощали десерты, пока матери-одиночки занимались общественной деятельностью. Следующий эпизод - 1985 год. Общественная деятельность мамы Мэтта довела ее до телевизионных ток-шоу. Знакомство с продюсером, разговоры о том, как талантлив мальчик. И вот пятнадцатилетний Мэтт изображает на телеэкране юного Майкла Дж.Фокса, кумира тогдашних подростков, героя фантастической комедии "Назад в будущее". Пареньку понравилась роль кинозвезды, которую ему дали примерить, как Золушке - хрустальные туфельки. Все свободное время он проводил на репетициях любительского театра. Бен завидовал. Два года спустя. Бену исполнилось 15 лет. Его мать, Крис Аффлек, в подарок сыну наняла киноагента.

1988 год. Бен, который вымахал на пятнадцать сантиметров выше своего старшего друга, объяснил Мэтту, что они уже взрослые, что будет гораздо круче, если они станут на пару снимать собственное жилье, и что у них есть отличное прибыльное призвание - актерство. Мэтту речь понравилась, и он спросил, когда можно приступить к работе. Бен ответил, что прямо завтра, потому что обувная фирма TJ никак не может найти миловидного блондина для сезонной кампании, и он уверен, что Мэтт им подойдет. Через месяц стены домов на бостонских улицах украшали постеры с вихрастым Мэттом, а довольные друзья распивали пиво в собственных апартаментах. Радоваться было рано. Не везло даже с маленькими постановками. На "Джонни Замшу" взяли не их, а парня по имени Брэд Питт. Парень стал звездой, а Мэтт с Беном продолжали мыкаться по случайным заработкам. Когда работал только один, деньги делили поровну, как и положено в сказках. Директора по кастингу выступают в роли злой мачехи. Два товарища - гадкие утята. Жизнь несправедлива, но они достойно держат удар. Весной девяносто второго года у Мэтта был затяжной простой. От нечего делать он написал историю на 40 страниц про паренька по имени Уилл Хантинг. Сюжет такой: Уилл работает дворником при университете и однажды во время уборки обнаруживает на школьной доске длинную неоконченную формулу, берет мел и за пару минут завершает ее. Оказывается, это была сложнейшая задача, над которой бились профессора. Все в университете хотят изучить феномен дворника: его таланты можно использовать для сложного государственного проекта. Но Уилл ни в какую не хочет делать научную карьеру: ему нравится шататься по улицам с закадычным другом-прорабом. Чем заканчивалась история, Мэтт не придумал. Тут он всегда мог положиться на друга. Бен решил, что сценарий - дело хорошее. Из него получится театральная постановка или даже фильм. И главные роли они непременно возьмут себе. Спустя два года сценарий был готов. Ребята отправились в самую скромную из мелких независимых компаний. Продюсер снимал офис в многоквартирном доме и собственноручно отправлял факсы. На Бена и Мэтта это подействовало успокаивающе: они как раз и рассчитывали на маленькую постановку, где они смогли бы диктовать условия. Продюсер посоветовал добавить для настроения сцену прогулки по зоопарку. Ребята погуляли по зоопарку и добавили. Через неделю они снова пришли в офис, где застали молодую мамашу с орущим младенцем, которая ничего не знала ни о какой киностудии.

Друзья купили на обратной дороге пива, посмеялись и твердо решили с независимыми больше не связываться. Но для крупной студии нужен крепкий, лучше всего приключенческий сюжет. Бен несколько дней провел в раздумьях и калькуляциях и принес тщательно просчитанный проект создания на базе "Уилла" политического триллера с бюджетом в а миллиона. Сцену в зоопарке решили не выбрасывать - на случай, если крупной студии тоже покажется, что мало настроения. Решили вообще ничего не выбрасывать: в конце концов, если что не понравится, продюсеры сами выкинут. Вкратце "Уилл" во второй редакции сводился к тому, что нечистый на руку фэбээровец, прослышав о талантах дворника, подсовывает ему под видом теста незавершенную формулу. Уилл понимает, что это формула уничтожения мира и собирает команду завсегдатаев бара, чтобы спасти мир.

Создавалась эта версия в полевых условиях. Дэмон оказался у черта на рогах на съемках. Единственный факс в поселке принадлежал хозяину полупочты-полухарчевни, иранцу. Свежие идеи Дэмон записывал между дублями и бежал к иранцу отсылать Аффлеку в Нью-Йорк. Шпионская глава похождений дворника мечена подписью Раджу - факс отбивал имя своего хозяина. В ноябре 1994 года сценарий оказался на столе Эндрю Шайнмана, одного из владельцев Сах(1е КосЬ ЕпсегСаттепС. Шайн-ман предложил сконцентрировать сюжет на поединке фэбээровца и Уилла, убрав побочные линии. "Пожалуйста", - сказали друзья и переписали сценарий: дворник работает не в университете, а в баре, где странный посетитель чертит формулы на салфетках. Эпизод в зоопарке также пришлось убрать. Эту версию в Сая1е КосЬ согласились купить при условии, что снова увидят Дэмона и Аффлека, только когда те придут за билетами на премьеру. План рушился: им нужны были главные роли. Они забрали сценарий у Шайнмана и отправились к режиссеру и продюсеру Робу Райнеру. Райнеру идея о дворнике-гении была по душе. но вся часть с ФБР и НАСА показалась полным бредом. Еще он посоветовал сконцентрироваться на личных отношениях. Замкнутый на пиве и прорабе Уилл должен постепенно эмоционально открыться миру. "Пожалуйста", - сказали друзья, и придумали фигуру товарища, открывающего Уиллу любовь к жизни - этот герой был старшим прорабом на стройке.

Райнер нашел, что сценарий стал гораздо лучше, но в нем нет развязки. "Пожалуйста", - сказали друзья и вставили скоропостижную кончину старшего прораба: его на стройке раздавит стальная балка. Уилл плачет, но уроки жизни, полученные от строителя, позволяют ему примириться с миром. Райнер согласился, что в этом есть свой катарсис. Но тут пришел адвокат с Castle Rock, показал какие-то бумаги и сказал, что если они не найдут покупателя за три месяца сценарий переходит во владение Шайнмана. Бен и Мэтт впали в панику и стали лихорадочно вписывать в сценарий все, что могло прийти в голову. Они услышали, что на New Line Cinema запускают фильм "Ночи в стиле "буги" о молодом парне, который обретает вторую семью. попав в порнобизнес, и заменили старшего прораба на порнорежиссера, а Уил-ла наделили другими талантами. Когда сценарий попал к хозяину Miramax Харви Вайнштейну, в нем было полторы тысячи страниц. Всем фантазиям всех продюсеров Америки нашлось место в произведении сговорчивых авторов. Вайнштейн вызвал сценариста-ветерана Уильяма Голдмана, написавшего бездну хитов. За сутки он привел полторы тысячи страниц в порядок и заменил старшего прораба психоаналитиком. Продукт был готов к употреблению. Машина М1гатах сделала остальное. Этот "Оскар", который сейчас так уверенно сжимал в руке Мэтт ("Если б мы проиграли - вот был бы отстой!"), тоже был результатом скорее работы машины, чем вдохновения авторов. Напрасно они так уж радовались. Всем было удобно иметь новых Золушек. И сценарий был, как заказывали. Всем сестрам по серьгам: и интеллектуалам, и пролетариям, и независимым, и студийным. Такое кино в Киноакадемии: пожилые академики убеждаются, что мир не изменился. Бен и Мэтт заполучили модных подружек и ведут себя так, будто так и надо. Но рано или поздно им напомнят, что впереди самое страшное - второй сценарий, где придется доказывать, чего они стоят. Режиссер Кевин Смит, который помог Дэмону и Аффлеку в решающий момент продать сценарий Miramax, не долго думал, какие роли отвести им в "Догме". Его новый фильм - современная "Божественная комедия", где есть серафимы, пророки, апостолы, Вельзевул и сам Господь Бог. Убежденный концептуалист, Смит на все роли пригласил знаменитостей шоу-бизнеса, иронически соотнеся их "звездную" иерархию с иерархией божественной. Дэмон и Аффлек - падшие ангелы, жестокие и грубые. Они хотят вернуться в рай. Цель всех положительных героев - им помешать, потому что возвращение падшего ангела на небеса приведет к уничтожению Вселенной. За последние два года Аффлек и Дэмон заняли крепкие позиции в Голливуде. Атлетическое сложение и смазливость во вред не идут. И все-таки Смит был бы плохим режиссером, если бы использовал актеров только как знаки. Хотя Аффлек и Дэмон играют в "Догме" персонажей отрицательных, очень не хочется, чтобы их убивали, и все время ждешь их очередного появления. По отдельности они ничего собой не представляют, зато их дуэт - вещь ужасно симпатичная. Оба чувствуют малейшую перемену настроения другого, ловят шутки на лету. Такое нечасто увидишь - ни в кино, ни в жизни. Кого бы ни играли Дэмон и Аффлек, падших ангелов или дворника с прорабом, они все равно два друга детства, Бен и Мэтт, и за это их будут любить. Так же Ширвиндт и Державин: и в кружевных панталонах из "Женитьбы Фигаро", и в эстрадном конферансе - Ширвиндт и Державин. Или Леммон и Маттау, любимцы Америки, уже тридцать лет на пару кочующие из фильма в фильм. Публика любит не их персонажей, а их человеческие и актерские отношения - так же изо дня в день наблюдают смешных соседей или героев телесериала. Странно, с чего бы это именно их пригласили вручать приз за сценарий, если результаты голосования до последней минуты держатся в строгой тайне? Вероятно, все случилось но велению свыше: кто же мог первым поздравить Двух Болтливых Молодцов, кроме Двух Ворчливых Стариков?

Назад к списку статей

Создание и поддержка: Фильм.Ру - всё о кино, афиша кинотеатров Москвы
    Смотрите в кинотеатрах с 10 февраля 2000 г.